Previous Entry | Next Entry

Нижний Новгород и Дивеево, Рождество и Троица

Есть места, отношения с которыми начинаются еще задолго до того, как ты там впервые оказался. Сначала ты  о них слышишь, потом начинаешь думать, затем начинаешь искать информацию, и наконец только потом там оказываешься. Как правило, это места силы, святые места, посещение которых уже само по себе событие и способно изменить твою жизнь.
О Дивеево я слышала давно. Еще много лет назад моя бабушка привезла мне из Дивеево красивый календарь. Она эмоционально рассказывала о канавке Богородицы, так я впервые узнала о ее существовании. Позднее, в 2009 г. меня несколько раз приглашал туда один человек. Поехать я не смогла. На память от него мне осталось множество фотографий Дивеево и несколько буклетов, путеводителей по этому необычному монастырю. Смотря на эти заснеженные фотографии дивеевских храмов Рождества 2010 г., я очень четко осознавала – я хочу там побывать. Время шло, менялись обстоятельства, и вот самым настоящим рождественском подарком стала поездка  в Дивеево в январе 2011 г.
По фотографиям Дивеево казалось мне невероятно огромным комплексом, и вот когда 4 января 2011 г. я зашла не его территорию ощущения были смутные. Невольно возникал вопрос – неужели это и есть то самое Дивеево, о котором  я столько слышала, и в котором мечтала побывать. На фотографиях многое выглядело по-иному. Территория показалась мне совсем небольшой, множество паломников, туристов, суета. Невольно возникал вопрос, что делать здесь целый день, ведь в монастыре всего три храма.
Альбом: Дивеево

На самом деле в Дивеево больше храмов: Преображенский 1916 г. ,похожий на Владимирские соборы; Троицкий, возведенный в 1874 г. в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Ивановича Резанова, ученика академика К. А. Тона;  Казанская церковь, Рождественские храмы, Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе; Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. Подробнее о соборах и постройках монастыря читайте на официальном сайте Дивеевской обители http://4udel.nne.ru/
Состояние нельзя назвать разочарованием, скорее это было осознание, что почувствовать особую атмосферу Дивеево дано не каждому. И очень хотелось хотя бы на миг  ее ощутить, ведь это четвертый удел Пресвятой Богородицы - место, где Богородица бывает каждые сутки, но никто не знает момент, когда она там окажется.
Мы разместились в гостинице прямо на территории монастыря и отправились на экскурсию по Дивеево. Неожиданно перед входом в храм одной из наших туристок стало плохо, мы невольно отсоединились от группы и вернулись в гостиницу.  Именно тогда, гуляя в одиночестве по монастырю, я стала в полной мере ощущать, что место это необычно. Постепенно территория Дивеево внутренне начинала расширяться, сам монастырь мне показался невероятно огромным. Неслучайно, преподобный Серафим Саровский говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста "Богородиц" прочтет, тому все тут, и Афон, и Ерусалим, и Киев!». Это высказывание ты начинаешь на себе ощущать явственно именно во время вечернего крестного хода, но обо всем по порядку. Кстати, в итоге в свой первый приезд я успела зайти только в два храма.
Я, честно говоря, плохо помню, что было потом, все словно было во сне или в тумане. Крупные хлопья падающего снега, рождественское ощущение сказки, ожидание чуда, удивительные храмы, посещение святых источников в окрестностях монастыря.
Помню, что во второй половине дня мы ездили на источники.
Альбом: Дивеево

Была настоящая снежная буря. Вихри снега кружились над часовнями. В одной небольшой деревянной часовне с высокой шатровой кровлей лед намерз на стены. Но когда ты заходишь внутрь, кроме Тебя там почти никто не поместится. Вот здесь  и можно было понять, как в древности молились наедине с Богом, когда рядом нет никого. Только Ты и  Бог. Никакой суеты, никаких посторонних в высоком пространстве часовни.

Хотя для настоящей молитвы и толпы людей не будут препятствием, когда сосредоточен внутри.
Но наиболее ярким моментом моих воспоминаний стала вечерняя служба, на которой хотелось стоять до конца. Не ощущалась усталость, казалось, что не было бессонной ночи и насыщенного дня. Во время службы совершенно неожиданно в короткий момент времени в храме погасили все свечи, паникадило, лишь разноцветные лампадки горели перед иконостасом. В почти полной темноте при освещении лампад и света, проникающего  в храм с улицы сквозь снежные хлопья, все замерли. В звенящей тишине храма звучала молитва. В такой момент ощущалась особенная торжественность и таинственность.  Это было сродни мистерии, в которой участвовали мы все.
Поздним вечером я в очередной раз прошлась по канавке Пресвятой Богородицы.
Альбом: Дивеево

Праздничная подсветка храмов, ели в разноцветных мигающих гирляндах, синие подсвеченные елочки – в этот момент в этом месте верилось в чудеса.

Деревья были покрыты льдом – мокрый снег на морозе словно сковал их в ледовое одеяние. По канавке с молитвой двигались люди, не спеша, соответствуя своему ритму чтения молитвы. От постоянного чтения молитвы они, казалось, входили в состояние некого транса.
После канавки я прошлась по территории монастыря, и вдруг ко мне приблизился человек.  Он поздравлял всех с праздником и каждому говорил только ему понятные и только для этого человека значимые фразы. В основном это были высказывания батюшки Серафима. Вещи, что он произносил, были понятны только тем, кому они адресовались, они были общеизвестны, но в каждом вызывали свой резонанс.  Его фразу, про то, что надо «идти своей тропочкой, не оглядываясь на других» я помню до сих пор.
Поздним вечером Дивеево особенно красиво. Я уходила из центральной части монастыря,  когда уже погасло освещение и выключили подсветку колокольни.
Альбом: Дивеево

За нами закрыли  ворота монастыря. Казалось, после всех этих впечатлений заснуть сразу не удастся, но сон был легким и глубоким. Наутро наши путешественники старались вспомнить сны, ведь они могли оказаться вещими. Свой сон я не помню.
Уезжали мы из Дивеево ранним утром. В монастыре мы были ровно сутки. Покидая Дивеево все, кто был в автобусе четко знал, что хочется вернуться сюда летом. Тут же мы решили приехать сюда в Троицу. Из всей группы вернулась я одна. Но была другая группа, другие люди, другие впечатления.
11 июня 2011 г. наше путешествие в Дивеево было непростым. Совершенно неожиданно в Арзамасе после посещения собора Воскресения Христова нам пришлось задержаться в Арзамасе еще на час.
Альбом: Дивеево

Зато мы заехали в храм Сергия Радонежского в село Выездное. Только сейчас, прочитав историю этого храма, я еще раз убедилась – эта незапланированная остановка не была случайной.
Этот храм был освящен в 1795 г.во имя Преп. Сергия Радонежского. Два боковых придела освящены в честь св. апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы. По одной из версий, царь Николай 2 молился в этом храме, так как недалеко от храма был устроен царский павильон, где царь принимал делегацию во время своего паломничества в Саров на прославление преп. Серафима Саровского. Кроме того, в этом храме часто скрывалась преп. Пелагея Дивеевская. В советские годы этот храм использовали в качестве колхозного гаража (в трапезной части) и зернохранилища (в летнем храме). В 1990-х гг. храм был передан Серафимо-Дивеевскому монастырю. В настоящее время здесь располагается Сергиевский скит монастыря. Часто проходят богослужения.
После посещения собора мы отправились дальше в Дивеево. На фоне синего неба ярко светило солнце, по крайней мере, так запомнился мне этот день. На этот раз Дивеево встретило нас замечательной погодой, и белоснежный храм Преображения, а также Свято-Троицкий собор нежно зеленого цвета на фоне ярко-голубого неба смотрелись особенно эффектно.
Альбом: Дивеево

Дивеево утопало в цветах и зелени. Красивые декоративные клумбы придавали праздничность монастырю.

Традиционно экскурсия по Дивеевской обители завершилась посещением соборов.
Затем мы прогулялись до святых источников. На этот раз в теплую летнюю погоду в источниках решили искупаться все. Некоторые окунулись даже во всех источниках. При подходе  к источникам продавались чудесные сорочки и рубашки для окунания. Редкий путешественник  мог удержаться от их покупки, несмотря на высокие цены. После окунания в целебную воду источников мы сидели на лавочках, затерявшихся в огромных белых ромашках, пили вкусный травяной чай и вкушали постный дивеевский шоколад. Глаза сияли, излучали счастье и спокойствие, а в развивающихся на ветру волосах чувствовалась особая свобода.
Альбом: Дивеево

По дороге к другим источникам мы наслаждались звоном монастырских колоколов. А после источников пошли на вечернюю службу.
Словами невозможно описать все великолепии праздничного храма, украшенного к Великому празднику сошествия Святого духа – Троице. Весь храм в цветах, необычных зеленых гирляндах из цветов. В один из моментов я зашла в храм и тут волна людей повела меня в самый центр собора, через несколько минут я оказалась прямо перед царскими вратами под главным паникадило. Еще через несколько мгновений Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил миропомазание в самом центре храма перед царскими вратами.
Вечерний крестный ход после праздничной службы был особенным.
Альбом: Дивеево

Вечером включили подсветку зданий. Мы находились в монастыре до момента закрытия ворот. А в гостинице уже мирно спали наши путешественники. В этот раз на память о монастыре я увозила еще и чудесные бирюзовые четки  - напоминание о канавке Богородицы.
Наутро нас разбудил радостный праздничный колокольный звон. Здесь хотелось остаться еще бы на один день, но нас ждал Нижний Новгород, а вечером был поезд в Пермь.
В следующем 2012 году мы планируем совершить еще одну поездку в Дивеево накануне Рождества. Какой она будет? Вы можете совершить ее вместе с нами!